Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Камера хранения в магазине

На протяжении недели мы – граждане по несколько раз совершаем покупки в магазинах самообслуживания. Данного рода отношения регулируются гражданским законодательством, в частности, Гражданским кодексом РФ от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ. При входе в магазин нам на глаза сразу же попадаются камеры хранения вещей. Приём и хранение вещей – разновидность услуг по созданию удобств покупателю в магазине. За потребителем остаётся право выбора сдавать или не сдавать свою сумку в камеру хранения. Служба охраны магазина не имеет права досматривать сумку потребителя, обыскивать его, препятствовать желанию покупателя покинуть объект торговли. Подобные действия могут осуществлять только сотрудники правоохранительных органов или частных охранных агентств, в лицензии которых определена правомерность таких действий. При возникшем подозрении в неоплате товара потребителем единственным правомерным действием охраны в данном случае будет вызов наряда полиции для описания примет человека, возможно, что-либо укравшего. Покупатель, утверждающий факт оплаты товаров, может продемонстрировать содержание своей сумки по обращению охранника в отдельной комнате в присутствии понятых, а вправе и отказаться от данной процедуры. В ситуации, когда покупатель сдал сумку в камеру хранения, т.е. поместил её лично в ячейку с номером, закрыв камеру хранения ключом, между магазином и покупателем (потребителем) заключён договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению вещей, условия которого регулируются статьями 886, 887, 902 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно статье 886 пункт 1 Гражданского кодекса РФ «по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности». В соответствии со статьёй 887 пункт 2 данного Кодекса РФ «простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятые вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю: … номерного жетона (номера)…удостоверяющего прием вещей на хранение, если такая форма подтверждения приёма вещей на хранение…обычна для данного вида хранения». Из этого следует, что наличие номерного жетона (номера) удостоверяет факт приёма администрацией магазина вещей на хранение, и заявления магазинов, что «администрация не несёт ответственности за оставленные в камерах вещи», не состоятельны. В статье 902 пункт 2 ГК РФ установлено, что «при безвозмездном хранении убытки, причинённые поклажателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются: 1) за утрату и недостачу вещей – в размере стоимости утраченных или недостающих вещей; 2) за повреждение вещей – в размере суммы, на которую понизилась их стоимость». Покупатель, поместив в ячейку камеры хранения вещи, имеет право требовать возмещения ущерба у администрации магазина в случае их кражи. Оставлять ли вещи в камере хранения или пронести их в торговый зал – решать самому покупателю, однако вербально (словесно) стоит предупреждать работников магазина о товарах, приобретённых в другом магазине, что не предполагает какого-либо осмотра личных вещей граждан как при входе, так и при выходе из магазина. Примерные правила работы предприятия розничной торговли, утверждённые письмом Комитета РФ по торговле от 17 марта 1994 г. № 1-314/32-9 обязывали покупателя «при входе в торговый зал самообслуживания с вещами ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретённых в другом магазине». В настоящее время упомянутое письмо Комитета РФ по торговле утратило силу в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 26 марта 2012 г. № 305. Таким образом, нельзя обязывать покупателей оставлять личные вещи (сумки, портфели и прочее) в ячейках камер хранения, что может послужить нарушением принципа свободы заключения договора (п.1 ст.421 ГК РФ).